На третьем году в жизнь ребенка приходит ролевая игра. Малыш разыгрывает свои сценарии, а игра более похожа на реальную жизнь. В игре множество бытовых событий. И что самое главное — ребенок изображает в игре поступки родственников. Это означает что малыш, принимая на себя роль мамы, играет именно свою маму. Если он играет врача, то именно того, у которого он лечился в больнице. Подражание взрослым людям формирует ролевое поведение в самой игре.
Ученые выявили аналогичный интерес мальчиков и девочек к куклам. В самостоятельной игре дети не уделяют интереса слишком габаритным куклам, как непрактичным, а также твердым. Особое внимание замечено к шарнированной кукле 30—40 см, так как шарнир даёт возможность одевать и раздевать, сажать ее и т. п.
Если в начале второго года жизни советовались куклы с налепленными париками, так как ребенок не мог еще изображать в игре уход за причёской куклы, то на третьем году на замену налепленному парику должен прийти пришитый парик. Теперь ребенок с радостью ухаживает за волосами куклы, идеально справляется с этой задачей.
Исследование игрового поведения малышей 3-х лет, которое связанно с подбором игрушек, показало, что самым большим успехом у малышей пользуются игрушки-животные.. Дети предпочитают изображения домашних питомцев, знакомых сказочных героев, персонажей мультфильмов. В интернет-магазинах Москвы детские игрушки такого плана представлены в большом ассортименте.
Дети постарше предпочитают играть с плоскостными игрушками, которые изображают зверушек. Намного увеличивается номенклатура избирательности ребенка. Теперь ребенок больше играет с дикими животными Привлекают внимание также экзотические звери. У детей первые простые знания о зверях начинают формироваться в итоге повторного наблюдения за ними. Дети отмечают, что у всех зверей есть глаза, уши, рот, лапы; они двигаются, употребляют еду и воду.
К двум годам дети начинают видеть разницу между одушевленным и неодушевленным предметам. У детей вырастает значительный интерес к заводным моделям. Это игрушки-забавы. Знакомство с заводными моделями должно осуществляться в эмоционально позитивной среде. При виде игрушечных зверей взрослый никогда не должен бояться. В отдельных случаях взрослые делают именно так в шутку. Но результат этого получается негативный. Среди игрушек большую долю занимают животные, в одежде человека. Их можно искупать, дать еды, водить за руку, катать в коляске, общаться с ними.