За год специалисты в сфере услуг заработали почти 16 трлн рублей или 10% от годового ВВП России

За год специалисты в сфере услуг заработали почти 16 трлн рублей или 10% от годового ВВП России

17.05.2023 Россия, Москва

За год специалисты в сфере услуг заработали почти 16 трлн рублей или 10% от годового ВВП России

Исследовательское агентство ORO и платформа Авито Услуги проанализировали структуру рынка, а также определили наиболее крупные категории услуг по числу занятых специалистов, выручке и объему заказов. По данным исследования*:

Численность специалистов, работающих в сфере услуг**, насчитывает порядка 13,9 млн человек по всей стране - это каждый 6-й россиянин трудоспособного возраста. Всего в отрасли насчитывается 5,6 млн провайдеров** услуг - компаний и частных исполнителей.

За исследуемый год (с апреля 2022 года по март 2023) россияне сделали 4,1 млрд. заказов, что принесло частным специалистам и компаниям порядка 15,9 трлн. рублей, что соответствует около 10%** от ВВП России.

Три четверти (79%) провайдеров услуг на рынке ? это частные исполнители.

Основной объем заказов и выручки на рынке приходится именно на частных мастеров и микро-бизнес** (график N1).

Почти половину (43%) заказов частные мастера и компании получают через онлайн-каналы. 56% провайдеров услуг ищут клиентов через "сарафанное радио", 57% - работают с постоянными клиентами.

Платформа Авито - лидер среди онлайн-каналов продаж: каждый 2-й исполнитель услуг (54%) использует Авито для привлечения клиентов. Следом по состоянию на 2022 год - ВКонтакте (44%), Telegram (27%) и WhatsApp (22%). Instagram*** занял 5 место (21%).

Крупнейшие категории услуг на рынке

По объемам выручки исполнителей

Лидирующей отраслью на рынке услуг стала сфера строительства** (24%) - мастера и компании за год заработали 3 740 млрд. рублей. На втором месте расположились услуги изготовления на заказ (18%) и 2 859 млрд. рублей. В топ-категорий также вошли деловые (8% - 1 316 млрд. рублей), транспортные услуги (8% - 1 281 млрд. рублей), а также сфера услуг красоты и здоровья (8% - 1 208 млрд. рублей).

По числу исполнителей

Самые массовые по количеству занятых специалистов категории услуг: красота и здоровье (13% - 735 тыс. провайдеров), обучение и репетиторы (11% - 623 тыс. провайдеров), деловые услуги (10% - 549 тыс. провайдеров), ремонт помещений и мелкий ремонт (10% - 538 тыс. провайдеров), IT, интернет, телеком" (9% - 505 тыс. провайдеров).

По числу заказов

По числу заказов лидирует категория транспортных услуг - в 2022 году доля заказов в этом сегменте составила 28% от общего числа заказов на рынке услуг (1 144 млн. заказов). Также в лидерах оказались красота и здоровье (20% - 829 млн. заказов), деловые услуги (7% - 288 млн. заказов), обучение и репетиторы (7% - 286 млн. заказов), ремонт и установка электроники и техники (6% - 230 млн.), услуги домашнего персонала (6% - 230 млн.).

Как развивают бизнес и ищут клиентов

Рынок услуг постепенно переходит из оффлайна в онлайн. Так, по итогам 2022 года, более 40% заказов провайдерам приносят именно онлайн-каналы. Самыми популярными являются сайты объявлений (например, Авито) - их используют 36%, далее мессенджеры (Telegram, WhatsApp) - 29%, российские социальные сети - 25%, специализированные сервисы-агрегаторы - 18%, и другие (график N3).

Площадка Авито - лидер по использованию среди исполнителей, которые размещают свои предложения об услугах в интернете. Авито используют 54% всех провайдеров услуг, которые публикуют свои предложения в интернете - или каждый 2-й. Следом по состоянию на март 2023 года - ВКонтакте (44%), мессенджеры Telegram (27%) и WhatsApp (22%). Instagram***, тем временем, уступил свои позиции и занял 5 место (21%). (график N4).

* Методология исследования

Оценки объема рынка сделаны аналитическим агентством ORO на основе данных опросов работников сферы услуг (частных исполнителей и сотрудников компаний). Метод сбора данных - онлайн-опрос, рекрут респондентов на панели ORO и партнеров и River Sampling. Целевая аудитория - жители городов 100тыс.+ РФ, в возрасте от 18 до 65 лет, работающие в сфере услуг и принимающие участие в процессе поиска заказчиков (3012 интервью). Расчет годового объема заказов и суммарной годовой выручки выполнен путем экстраполяции данных исследования на генеральную совокупность - суммарное количество провайдеров услуг. Исследуемый период: апрель 2022 - март 2023.

**Провайдером услуг считается частный исполнитель, команда/коллектив либо компания. Провайдер ? исполнитель. Заказом считается разовый найм специалиста для реализации услуги, например, одно занятие / отчет / выезд. Микро-бизнес - компании со средней численностью наемного персонала до 15 человек по итогам года. Расчет объемов рынка и его структуры сделан для ограниченного списка услуг. Оценка доли от ВВП выполнена исходя из выручки изучаемых в рамках исследования категорий (15,9 трлн от 153,4 трлн по данным Росстат), оценка доли от работоспособного населения выполнена из расчета 13,9 млн от 83,2 млн человек в трудоспособном возрасте в 2022г., по данным Росстат. Для анализа рынка услуг строительства в исследовании учитывались модульные и сборные дома на заказ, производители дом-комплектов, что могло привести к завышению объемов рынка строительства.

*** Принадлежит компании Meta Platforms Inc., чья деятельность запрещена в Российской Федерации

Расчеты объема рынка сделаны применительно к провайдерам услуг только в рамках категорий из списка: IT, интернет, телеком, Бытовые услуги, Деловые услуги, Изготовление на заказ, Красота, здоровье, Услуги домашнего персонала, Обучение и репетиторы, Проведение праздников и мероприятий, Маркетинг, реклама, PR, полиграфия, Ремонт и установка электроники и техники, Строительство домов и строительные работы, Ремонт помещений и отделочные работы, Отдельные услуги по ремонту, мелкий ремонт, Сад, благоустройство территории, Транспортные услуги, Уход за животными, Фото- и видеосъёмка, Вывоз мусора и прием вторсырья, Уборка и клининг, Аренда оборудования.

График 1. Распределения объема заказов и выручки рынка услуг

База (занятое население): 143337; База (все провайдеры услуг, рынок): 2909

График 2. Лидирующие категории на рынке услуг

По кол-ву исполнителей

По доле заказов

По выручке

%

Тыс. про-

вайдеров

%

Млн

заказов

%

Млрд. руб

Красота и здоровье

13%

735,4

Транспортные услуги

28%

1 144,0

Строительство домов**

24%

3 740

Обучение и репетиторы

11%

623,2

Красота и здоровье

20%

829,4

Изготовление на заказ

18%

2 859

Деловые услуги

10%

549,6

Обучение и репетиторы

7%

286,4

Деловые услуги

8%

1 316

Ремонт помещений и мелкий ремонт

10%

538,2

Деловые услуги

7%

287,9

Транспортные услуги

8%

1 281

IT, интернет, телеком

9%

505,3

Ремонт и установка электроники и техники

6%

230,0

Обучение и репетиторы

8%

1 208

База (все провайдеры, рынок): 2909

График 3. Способы продвижения

Каналы привлечения заказов

Используют

Доля в заказах

Постоянные клиенты

57%

27%

"Сарафанное радио"

56%

22%

Сайты объявлений (например, Авито, Юла)

36%

12%

Мессенджеры (WhatsApp, Telegram)

29%

8%

Российские социальные сети (например, ВКонтакте, Одноклассники)

27%

6%

Специализированные сервисы-агрегаторы(например, Profi.ru, YouDo, Яндекс.Услуги)

18%

7%

Реклама в интернете: реклама в поисковиках, баннеры (рекламная сеть Яндекса, Google Ads)

13%

3%

Собственный сайт

12%

3%

Иностранные социальные сети (например, Instagram*, Facebook*, YouTube)

10%

2%

Диспетчерские

5%

2%

Другие офлайн-каналы (объявления на подъездах, реклама в транспорте, на радио, в газетах)

20%

6%

База (рынок): все провайдеры = 2909

График 4. Площадки по привлечению заказов на услуги

Топ-10 площадок по использованию

% провайдеров услуг, используют канал для привлечения заказов

% провайдеров услуг, площадка последнего полученного заказа

Авито

54%

31%

ВКонтакте

44%

15%

Telegram (тематические группы/чаты)

27%

8%

Whatsapp (тематические группы/чаты)

22%

7%

Instagram***

21%

6%

Юла

21%

1%

Яндекс Услуги

17%

5%

Profi.ru / ПРОФИ

14%

4%

Одноклассники

13%

1%

Собственный сайт

9%

4%

База (рынок): используют интернет-источники = 2909

Об ORO:

Компания ORO (юридическое лицо АО "Маркетинговый Информационный Центр") является одним из лидеров рынка маркетинговых исследований в России. Компания основана в 1990 году как советско-финское совместное предприятие и, по мере своего развития, в течение следующих 30 лет являлась частью таких крупных международных исследовательских групп. Начиная с сентября 2022 года, компания целиком принадлежит российским акционерам. Команда профессионалов ORO анализирует и интерпретирует данные и производит инсайты, тем самым помогая своим клиентам принимать на их основе качественные решения для коммерческого и общественного блага.

За год специалисты в сфере услуг заработали почти 16 трлн рублей или 10% от годового ВВП России

Опубликовано: 17.05.2023
ВДВ планирует использовать робототехнику
Представитель Министерства обороны РФ по ВДВ полковник Александр Кучеренко доложил журналистам о том, что от командующего Воздушно-десантными войсками генерал-полковника Владимира Шаманова поступило предложение оснастить полевые части роботами, десантируемыми вместе десантниками
Основные принципы Интернета
Итак, интернет - слово, которое в наше время произносится каждый день, оп несколько тысяч раз, при чем, из одних уст
Читать другие статьи
 
 
 
   
* Обратная связь