17.05.2023 Россия, Москва
За год специалисты в сфере услуг заработали почти 16 трлн рублей или 10% от годового ВВП России
Исследовательское агентство ORO и платформа Авито Услуги проанализировали структуру рынка, а также определили наиболее крупные категории услуг по числу занятых специалистов, выручке и объему заказов. По данным исследования*:
Численность специалистов, работающих в сфере услуг**, насчитывает порядка 13,9 млн человек по всей стране - это каждый 6-й россиянин трудоспособного возраста. Всего в отрасли насчитывается 5,6 млн провайдеров** услуг - компаний и частных исполнителей.
За исследуемый год (с апреля 2022 года по март 2023) россияне сделали 4,1 млрд. заказов, что принесло частным специалистам и компаниям порядка 15,9 трлн. рублей, что соответствует около 10%** от ВВП России.
Три четверти (79%) провайдеров услуг на рынке ? это частные исполнители.
Основной объем заказов и выручки на рынке приходится именно на частных мастеров и микро-бизнес** (график N1).
Почти половину (43%) заказов частные мастера и компании получают через онлайн-каналы. 56% провайдеров услуг ищут клиентов через "сарафанное радио", 57% - работают с постоянными клиентами.
Платформа Авито - лидер среди онлайн-каналов продаж: каждый 2-й исполнитель услуг (54%) использует Авито для привлечения клиентов. Следом по состоянию на 2022 год - ВКонтакте (44%), Telegram (27%) и WhatsApp (22%). Instagram*** занял 5 место (21%).
Крупнейшие категории услуг на рынке
По объемам выручки исполнителей
Лидирующей отраслью на рынке услуг стала сфера строительства** (24%) - мастера и компании за год заработали 3 740 млрд. рублей. На втором месте расположились услуги изготовления на заказ (18%) и 2 859 млрд. рублей. В топ-категорий также вошли деловые (8% - 1 316 млрд. рублей), транспортные услуги (8% - 1 281 млрд. рублей), а также сфера услуг красоты и здоровья (8% - 1 208 млрд. рублей).
По числу исполнителей
Самые массовые по количеству занятых специалистов категории услуг: красота и здоровье (13% - 735 тыс. провайдеров), обучение и репетиторы (11% - 623 тыс. провайдеров), деловые услуги (10% - 549 тыс. провайдеров), ремонт помещений и мелкий ремонт (10% - 538 тыс. провайдеров), IT, интернет, телеком" (9% - 505 тыс. провайдеров).
По числу заказов
По числу заказов лидирует категория транспортных услуг - в 2022 году доля заказов в этом сегменте составила 28% от общего числа заказов на рынке услуг (1 144 млн. заказов). Также в лидерах оказались красота и здоровье (20% - 829 млн. заказов), деловые услуги (7% - 288 млн. заказов), обучение и репетиторы (7% - 286 млн. заказов), ремонт и установка электроники и техники (6% - 230 млн.), услуги домашнего персонала (6% - 230 млн.).
Как развивают бизнес и ищут клиентов
Рынок услуг постепенно переходит из оффлайна в онлайн. Так, по итогам 2022 года, более 40% заказов провайдерам приносят именно онлайн-каналы. Самыми популярными являются сайты объявлений (например, Авито) - их используют 36%, далее мессенджеры (Telegram, WhatsApp) - 29%, российские социальные сети - 25%, специализированные сервисы-агрегаторы - 18%, и другие (график N3).
Площадка Авито - лидер по использованию среди исполнителей, которые размещают свои предложения об услугах в интернете. Авито используют 54% всех провайдеров услуг, которые публикуют свои предложения в интернете - или каждый 2-й. Следом по состоянию на март 2023 года - ВКонтакте (44%), мессенджеры Telegram (27%) и WhatsApp (22%). Instagram***, тем временем, уступил свои позиции и занял 5 место (21%). (график N4).
* Методология исследования
Оценки объема рынка сделаны аналитическим агентством ORO на основе данных опросов работников сферы услуг (частных исполнителей и сотрудников компаний). Метод сбора данных - онлайн-опрос, рекрут респондентов на панели ORO и партнеров и River Sampling. Целевая аудитория - жители городов 100тыс.+ РФ, в возрасте от 18 до 65 лет, работающие в сфере услуг и принимающие участие в процессе поиска заказчиков (3012 интервью). Расчет годового объема заказов и суммарной годовой выручки выполнен путем экстраполяции данных исследования на генеральную совокупность - суммарное количество провайдеров услуг. Исследуемый период: апрель 2022 - март 2023.
**Провайдером услуг считается частный исполнитель, команда/коллектив либо компания. Провайдер ? исполнитель. Заказом считается разовый найм специалиста для реализации услуги, например, одно занятие / отчет / выезд. Микро-бизнес - компании со средней численностью наемного персонала до 15 человек по итогам года. Расчет объемов рынка и его структуры сделан для ограниченного списка услуг. Оценка доли от ВВП выполнена исходя из выручки изучаемых в рамках исследования категорий (15,9 трлн от 153,4 трлн по данным Росстат), оценка доли от работоспособного населения выполнена из расчета 13,9 млн от 83,2 млн человек в трудоспособном возрасте в 2022г., по данным Росстат. Для анализа рынка услуг строительства в исследовании учитывались модульные и сборные дома на заказ, производители дом-комплектов, что могло привести к завышению объемов рынка строительства.
*** Принадлежит компании Meta Platforms Inc., чья деятельность запрещена в Российской Федерации
Расчеты объема рынка сделаны применительно к провайдерам услуг только в рамках категорий из списка: IT, интернет, телеком, Бытовые услуги, Деловые услуги, Изготовление на заказ, Красота, здоровье, Услуги домашнего персонала, Обучение и репетиторы, Проведение праздников и мероприятий, Маркетинг, реклама, PR, полиграфия, Ремонт и установка электроники и техники, Строительство домов и строительные работы, Ремонт помещений и отделочные работы, Отдельные услуги по ремонту, мелкий ремонт, Сад, благоустройство территории, Транспортные услуги, Уход за животными, Фото- и видеосъёмка, Вывоз мусора и прием вторсырья, Уборка и клининг, Аренда оборудования.
График 1. Распределения объема заказов и выручки рынка услуг
База (занятое население): 143337; База (все провайдеры услуг, рынок): 2909
График 2. Лидирующие категории на рынке услуг
По кол-ву исполнителей
По доле заказов
По выручке
%
Тыс. про-
вайдеров
%
Млн
заказов
%
Млрд. руб
Красота и здоровье
13%
735,4
Транспортные услуги
28%
1 144,0
Строительство домов**
24%
3 740
Обучение и репетиторы
11%
623,2
Красота и здоровье
20%
829,4
Изготовление на заказ
18%
2 859
Деловые услуги
10%
549,6
Обучение и репетиторы
7%
286,4
Деловые услуги
8%
1 316
Ремонт помещений и мелкий ремонт
10%
538,2
Деловые услуги
7%
287,9
Транспортные услуги
8%
1 281
IT, интернет, телеком
9%
505,3
Ремонт и установка электроники и техники
6%
230,0
Обучение и репетиторы
8%
1 208
База (все провайдеры, рынок): 2909
График 3. Способы продвижения
Каналы привлечения заказов
Используют
Доля в заказах
Постоянные клиенты
57%
27%
"Сарафанное радио"
56%
22%
Сайты объявлений (например, Авито, Юла)
36%
12%
Мессенджеры (WhatsApp, Telegram)
29%
8%
Российские социальные сети (например, ВКонтакте, Одноклассники)
27%
6%
Специализированные сервисы-агрегаторы(например, Profi.ru, YouDo, Яндекс.Услуги)
18%
7%
Реклама в интернете: реклама в поисковиках, баннеры (рекламная сеть Яндекса, Google Ads)
13%
3%
Собственный сайт
12%
3%
Иностранные социальные сети (например, Instagram*, Facebook*, YouTube)
10%
2%
Диспетчерские
5%
2%
Другие офлайн-каналы (объявления на подъездах, реклама в транспорте, на радио, в газетах)
20%
6%
База (рынок): все провайдеры = 2909
График 4. Площадки по привлечению заказов на услуги
Топ-10 площадок по использованию
% провайдеров услуг, используют канал для привлечения заказов
% провайдеров услуг, площадка последнего полученного заказа
Авито
54%
31%
ВКонтакте
44%
15%
Telegram (тематические группы/чаты)
27%
8%
Whatsapp (тематические группы/чаты)
22%
7%
Instagram***
21%
6%
Юла
21%
1%
Яндекс Услуги
17%
5%
Profi.ru / ПРОФИ
14%
4%
Одноклассники
13%
1%
Собственный сайт
9%
4%
База (рынок): используют интернет-источники = 2909
Об ORO:
Компания ORO (юридическое лицо АО "Маркетинговый Информационный Центр") является одним из лидеров рынка маркетинговых исследований в России. Компания основана в 1990 году как советско-финское совместное предприятие и, по мере своего развития, в течение следующих 30 лет являлась частью таких крупных международных исследовательских групп. Начиная с сентября 2022 года, компания целиком принадлежит российским акционерам. Команда профессионалов ORO анализирует и интерпретирует данные и производит инсайты, тем самым помогая своим клиентам принимать на их основе качественные решения для коммерческого и общественного блага.